TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


[ ENGLISH ] [AUTO] [KOI-8R] [WINDOWS] [DOS] [ISO-8859]


Русский переплет

Наталья Миронова

 

 

Изучение литературы в 10 классе

 

Антон Павлович Чехов

Урок 119. Слово о писателе. "Большой, умный, ко всему внимательный
человек" .

Ключом к пониманию творчества Чехова могут стать слова Горького: "Мимо всей этой скучной, серой толпы бессильных людей прошел большой, умный, ко всему внимательный человек, посмотрел он на этих скучных жителей своей родины и с грустной улыбкой, тоном мягкого, но глубокого упрека, с безнадежной тоской на лице и в груди, красивым искренним голосом сказал:

- Скверно вы живете, господа!"

Антон Павлович Чехов  - необычный писатель, очень откровенный прямой. Он и человек необыкновенный, главными чертами которого являются интеллигентность, деликатность, умение сильно чувствовать, любить. Не случайно все его работы полемичны, споры о его творчестве начались еще среди современников. "...Тупоумны, холодны и пошлы",  - это слова современника о чеховских рассказах. Говорили, что Чехов  - поэт будней, серых людей. С такой точкой зрения спорили и К. С. Станиславский, и И. Бунин, и М. Горький. "Слишком своеобразный, сложный был он человек",  - писал о Чехове И. Бунин. Мягкость, интеллигентность и внутренняя сила; поэтичность и сатира  - все это было в нем.

Урок, посвященный жизненному и творческому пути писателя, можно провести, работая в творческих группах по отдельным фрагментам биографии и творчества.

1 группа. "У меня в детстве не было детства". Детство и юность писателя.

Отец  - торговец в лавке, но большой любитель музыки, рисования, регент церковного хора. Когда, после смерти отца, семья уезжает в Москву, Антон остается один в Таганроге. Об этих годах А. П. Чехов писал Суворину: "Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусов хлеба, много раз сеченый, ходивший по урокам без галош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший богу и людям без всякой надобности  - только из сознания своего ничтожества, напишите-ка, как этот молодой человек, выдавливает по капле из себя раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая".

Но было что-то еще:

2 группа. Работа по рассказам Чехова, в которых отразился внутренний мир ребенка в сложных жизненных ситуациях: "Степь", "Ванька". Поиск автобиографических фактов.

3 группа. Изучение жизни Чехова в Москве, учебы на медицинском факультете университета.

Он начинает "по капле выдавливать из себя раба", увлекается литературой, пишет первые рассказы, печатается в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель", "Сверчок", "Осколки".

Справка о псевдонимах Чехова.

Чехов был изобретательным в придумывании псевдонимов. Пожалуй, ни у кого из писателей не было столько "вторых имен". Вот история некоторых из них:

А. П. Чехов писал литератору Билибину: "Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички".

(Из книги В. Г. Дмитриева "Скрывшие свое имя".  - М., "Наука", 1980 г.)

Таким образом, сочетание в одном человеке качеств врача и писателя привело к высокому гуманизму его творчества.

4 группа . Чехов-врач и отражение этой темы в творчестве писателя.

Чехов писал: "Занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность". Он не раскаялся в выборе профессии, но за время учебы в университете опубликовал более двухсот различных материалов. Но, создавая свои смешные рассказы, задумывая монументальные труды, например, "История полового авторитета" (о взаимодействии полов на всех ступенях развития) и "Врачебное дело в России", Чехов выбирает профессию врача и ...писателя. Он так и остался в русской культуре  - врач-писатель и писатель-врач. Он без колебаний спешил к больному дифтерией ребенку, "ловил на хвост холеру", принимал мужиков, часто не беря ничего. И писал свои рассказы, принесшие славу настоящего писателя. И это все, несмотря на свою тяжелую болезнь. Чехов предан медицине, поэтому врач "выглядывает" из многих его рассказов.

5 группа. Сообщения по некоторым рассказам, в которых есть "намек на медицину": "Скучная история", "В овраге", "Враги", "Палата ╧ 6", "Хирургия", "Дуэль", "Неприятность", "Зеркало" и др.

В них созданы образы врачей-подвижников и врачей-стяжателей. Медицина и литература  - две страсти Чехова, он не отказался от медицины ради литературы, он взял ее в литературу.

6 группа. Сообщения о произведениях Чехова, посвященных искусству.

Много разговоров о литературе в рассказах "Попрыгунья", "Дом с мезонином", в пьесе "Чайка". "Чайка" связана с раздумьями Чехова о сущности таланта. Тригорин мучительно ощущает тяжесть таланта, не вдохновляемого большой целью. В образе Тригорина много Чехова: "Я никогда не нравился себе. Я не люблю себя как писателя... Я люблю вот эту воду, деревья, небо, и чувствую природу, он возбуждает во мне страсть, непреодолимое желание писать. Но ведь я не пейзажист только, я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе, об его страданиях, об его будущем, говорить о науке, о правах человека и проч. и проч." Это чеховские взгляды на роль художника.

7 группа. Влияние каторги на человека и рассказы о поездке Чехова на Сахалин.

В 1890 году писатель уезжает на Сахалин, чтобы изучить каторгу,  - "одну из самых ужасных нелепостей, до которой мог додуматься человек". Поездка  - подвиг. Более четырех тысяч верст на лошадях по Сибири, где холод, пронзительный ветер, разливы рек, а Чехов серьезно болен и как врач знает, чем ему грозит этот путь. Впечатления от поездки стали материалом для книги очерков "Остров Сахалин".

8 группа. Любовь в жизни Чехова. Обсуждение рассказов о любви: "Цветы запоздалые", "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "О любви". Чехов писал о любви грустно и возвышенно: "Я слышу ее шаги... Я без нее жить не могу... Даже звук ее шагов прекрасен... Я счастлив безумно! Волшебница, мечта моя..." ("Чайка"). Много любви в "Чайке" потому, что любовь готова была войти в жизнь Чехова, любовь, имя которой Лика Мизинова. Правда, Инна Гофф считает, что тема "Чайки" и многих других рассказов подсказана Лидией Авиловой. Может быть проведена интересная работа по перекличке Чехова и Авиловой.

"Я добросовестно искренна",  - говорит Авилова. "Я никогда не лгу",  - пишет Чехов. Их отношения намеками проявляются в его "Чайке", "Даме с собачкой", "О любви", в ее "Забытых именах". "Две натянутых, напряженных струны",  - скажет она спустя годы. "Мое сердце так болезненно сжалось",  - скажет он устами Тригорина. В их любви было много тайного, скрытого от посторонних и от них самих. В своей любви они не знали счастья. "Я был несчастлив",  - Чехов в рассказе "О любви". "Одна боль..." - Авилова в дневнике.

Итогом разговора о судьбе А. П. Чехова может стать стихотворение Ю. Левитанского:

Шампанским наполнен бокал.
Июльская ночь на ущербе.
Прощай, Баденвейлер, ich sterbe!
И допит последний глоток.
Немецкий уснул городок.
Подумай, какая досада!
Лишь ветки вишневого сада
Белеют в июльской ночи.
Колеблется пламя свечи.
Актриса известная плачет.
Не знаю , зачем она прячет
Последние слезы свои.
К чему здесь сейчас соловьи!
Последние слезы горючи.
Шиповника стебли колючи.
Крыжовника иглы остры.
И будут рыдать три сестры
И многие сестры иные,
Немногие братья родные
И множество братьев иных.
...Немецкий уснул городок.
Но он уже скоро проснется.
Его это тоже коснется,
Но только потом, и не там.
Зачем эти розы цветут?
Как все в этом мире похоже.
И на Новодевичьем тоже
Такие же розы, как тут.
Я тоже уеду туда,
К тем розам, к березам и к вербе.
Ich sterbe,
Ich sterbe,
Ich sterbe -
И это уже навсегда.

Урок 120. "Беспринципным писателем я никогда не был". Рассказы
Чехова начала 80-х годов.

Урок может быть проведен на материале рассказов "Не в духе" и "Цветы запоздалые". В 1888 году Чехов пишет: "Мой мозг машет крыльями, а куда лететь не знаю". 80-е годы для молодого писателя  - это учеба в университете, это первые публикации в журналах, это несерьезное отношение к литературе. В письме Чехова к А. Н. Плещееву читаем: "Кроме романов, стихов и доносов, я все перепробовал, писал и повести, и рассказы, и водевили, и передовые, и юмористику, и всякую ерунду". А в 1883 году: "Я газетчик... но это временно... Оным не умру". Это мысль о том, что пора чувствовать ответственность за свое творчество, пора отходить от подобной работы.

80-е годы в общественной жизни России  - это реакция, насилие над мыслью. Чехов признается, что "хотел бы быть свободным художником". Черты эпохи нашли отражение в рассказах Чехова. Это "Смерть чиновника" и "Толстый и тонкий" (1883 - 1884 гг.), "Тоска" и "Переполох" (1886 г.), "Враги" (1887 г.), в которых запечатлелись символы отдельных людей. Символом реакционной эпохи в целом становится герой рассказа "Унтер Пришибеев" (1884 - 1885 гг.). Годы реакции обострили трагическое восприятие мира у людей чеховского круга: гибнет Гаршин, стремится к самоубийству Левитан, психически больны Успенский и Врубель.

Для творчества Чехова характерны два начала: изображение картин пошлой жизни и стремление изобразить прекрасное, возвышенное, отвечающее высоким нормам нравственности. Эти два аспекта находятся во взаимовлиянии. На уроке это можно показать при изучении рассказов, иллюстрирующих обе тенденции творчества, например, "Не в духе" и "Цветы запоздалые".

Картины пошлой жизни мы видим при анализе рассказа "Не в духе". В работе с текстом следует актуализировать такие аспекты:

  1. Как автор изображает состояние Семена Ильича Прачкина? Как в подтексте выражается авторское отношение к изображаемому? ( " Неприятное чувство", "бес жадности и корыстолюбия", "и Лизка не развеселила", "растеребил сердечную рану", "заиграла желчь, подкатило под душу", "чувствительнее становилась потеря", "вперил свой печальный взор в снежные сугробы"  - возвышенная лексика, "так жалко было восьми рублей ").
  2. Какова причина такого состояния? Как утешает себя герой? ( "Проиграл восемь рублей  - экая важность... Люди и больше проигрывают", "деньги - дело наживное", "не восемь тысяч, всегда и отыграться можно", "и зачем я с маленькой пошел: пойди я с туза треф", "и все десятка в сущности наделала", "было бы мне после ужина не садиться", "он не вынес" ). Какой смысл приобретает здесь прием внутреннего монолога?
  3. Как герой воспринимает стихи Пушкина? Что автор подчеркивает своеобразием его реакции на поэзию? (Крестьянин - "лучше бы подати исправно платил", лошадка  - "кляча  - кляча и есть", бразды  - "скажут же этакую штуку", дворовый мальчик  - "лучше бы дрова колол или священное писание читал", жучка  - "и собак тоже развели", мать  - "лень во двор выйти да наказать", Пушкин  - "чудак какой-нибудь" ).
  4. К какому результату привело отрицательное эмоциональное состояние отца? ( "Я тебя высеку за то, что ты вчера стекло разбил" ). Почему проигрыш отца обернулся поркой сына? Какой смысл выявляет название рассказа?
  5. Стремление к миру прекрасных и возвышенных чувств, тоска по ним  - в центре рассказа "Цветы запоздалые".

    Вопросы и задания для обсуждения рассказа.

  6. Как показана семья Приклонских? Кто виноват в их бедах?
  7. Как показан доктор Топорков? Каково его прошлое?
  8. Сопоставьте внешнее и внутреннее состояние Приклонских. О чем говорит их безоглядная вера Егорушке?
  9. Зачем автор сразу сравнивает Приклонских и Топоркова? Как ведет себя Топорков на осмотре Егорушки? Почему?
  10. О чем говорит портрет Маруси? А портрет Топокова? Какие чувства вызывает Топорков у Маруси? Что заставило Марусю полюбить доктора?
  11. Сравните начало I, II, и III частей. Как показана природа? Почему так? Как она соответствует настроению героев?
  12. Как меняется Топорков, принимая деньги? Как чувствуют себя Маруся и Егорушка, глядя на эту сцену?
  13. Зачем Чехов сравнивает доктора с манекеном? Как доктор ведет себя во время чая? Какие слова и выражения показывают авторское и Марусино отношение к нему?
  14. Что поразило Марусю в докторе? Как меняется отношение к нему после сватовства? Почему она не верит словам о 60-ти тысячах приданого?
  15. Что помогает Марусе жить в пошлой обстановке, окружающей ее?
  16. Как воспринимает доктор признание Маруси? Что сделала с ним любовь? Почему доктору страшно глядеть на женщин?
  17. Почему рассказ называется "Цветы запоздалые"?

Итог урока. Рассказ "Не в духе"  - это мир пошлости и пустоты. Этот же мир и в рассказе "Цветы запоздалые". Но Прачкин давно потерял в себе человека, его жизнь пуста и бессмысленна. Он не способен к высоким чувствам и состраданию. Герои рассказа "Цветы запоздалые" тоже потеряли свою душу: и Егорушка, прошедший путь от состояния к бедности, и Топорков, проделавший обратный путь. Только любовь оказалась способна пробудить доктора: "Деньги, которые он вчера так усердно копил, в огромнейших дозах рассыпалась теперь на пути. Он все отдал бы теперь, если бы хоть в одном легком этой девушки не слышались проклятые хрипы! Ему и ей так хотелось жить! Для них взошло солнце, и они ожидали дня... Но не спасло солнце от мрака и ... не цвести цветам поздней осенью!" Это обращение Чехова к читателям  - не теряйте в себе человека.

Уроки 121 - 122 "Какое наслаждение уважать людей!" Рассказы 90-х
годов.

90-е годы в России  - это подъем общественной жизни. У Чехова  - потребность участвовать в ней. "Если я врач, то мне нужны больные и больницы, если я литератор, то мне нужно жить среди народа",  - пишет Чехов. 90-е годы  - мелиховский период, который дает Чехову возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа. "Очень, очень русский",  - скажет о нем Лев Толстой.

На уроке рассматриваются рассказы "Дом с мезонином", "Дама с собачкой", "Попрыгунья", "Душечка" (1895 -1903 гг.). В них  - образы людей, которых можно уважать, в них мир, который окружает или губит их. В 1892 году появляется "Палата N 6". Она символ эпохи, времени.

Работу над рассказами можно организовать в группах.

1 группа  - "Дом с мезонином".

Вопросы и задания для обсуждения:

В рассказе два мира. Мир увядающих "дворянских гнезд", праздных героев, которые обращены в прошлое, где также текла праздная жизнь. В этом мире художник. И мир земской деятельности Лидии Волчаниновой, сторонницы теории "малых дел". Она убеждена, что долг каждого  - помогать народу, бороться, что "молодежь должна составить из себя сильную партию".

Художник смотрит шире своего мира. Он считает, что нужно освободить народ от тяжелого труда, а "малые дела" только порабощают народ, примиряют его с действительностью. Художник  - сторонник физического и духовного освобождения народа, мечтает о деятельности, но ничего не делает, пассивен. Он и за любовь Мисюсь не боролся, не искал ее. "Мне... начинает казаться, что мы встретимся", но по воле каких-то внешних сил. Мисюсь  - мечта, надежда на счастье.

Лидия поглощена своим делом, независима. Ее кредо  - "но ведь нужно же делать что-нибудь". Но автор не на ее стороне, т. к. она стремится подчинить своим убеждениям счастье других. Детали показывают авторское отношение к ней: "упрямый рот", наставительный тон, повторение фразы "Лида опять говорила о земстве... о школьных библиотеках". Она постепенно теряет женственность.

Во фразе "Мисюсь, где ты?"  - тоска и героя, и автора "о неосуществленной мечте, поэзии, об утраченном счастье". По Чехову, можно уважать человека за стремление к мечте.

2 группа  - "Дама с собачкой".

Вопросы и задания для обсуждения:

Герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: "Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах". По Чехову, можно уважать людей за способность любить.

3 группа  - "Попрыгунья".

Вопросы и задания для обсуждения:

 

Мир доктора Дымова

Мир Ольги Ивановны и ее друзей.

Много работает, небогат, имеет почти самый низкий чин. Мог бы заняться частной практикой, это выгодно, но практика дает одностороннюю специализацию. Работает внештатным ординатором, т. е. бесплатно, вскрывает трупы. Это человек науки.

Мир знаменитостей: артист, чтец, певец, художник, литератор. "Артистичная, свободная и избалованная судьбой компания". В убранстве квартиры примитивность вкусов Ольги Ивановны.

 

Он называет Ольгу Ивановну  - мама.

Она называет его Дымов.

Дымов работал. Он не понимал искусства, но не отрицал его.

Ольга Ивановна ехала к портнихе, затем к актрисе, к художникам или на выставки. "Она пела, играла на рояле, писала красками, лепила, участвовала в любительских спектаклях".

"Дымова в гостиной не было, и никто не вспоминал о его существовании".

Главное  - поиск знаменитостей. По средам  - вечеринки

Поездка на дачу. Он скучал по жене, мечтал побыть с ней.

Ольга Ивановна отправила его в город за платьем и цветами, чтобы быть на свадьбе телеграфиста.

Чистый, деликатный мир Дымова. "А Дымов? Милый Дымов! Как кротко и детски-жалобно он просит ее в своих письмах поскорее ехать домой! Каждый месяц он высылал ей по семьдесят пять рублей, а когда она написала, что задолжала художникам сто рублей, то он прислал ей и эти сто".

Нечистый мир Ольги Ивановны, построенный на лжи. "Что Дымов? Почему Дымов? Какое ей дело до Дымова? Да существует ли он в природе и не сон ли он только?" "Для него, простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил". Нечистый мир Рябовского "и вся эта жизнь... показались ей теперь ужасными" .

Догадываясь об измене, он "как будто у него была совесть нечиста, не мог уже смотреть жене прямо в глаза, не улыбался радостно при встрече с нею".

"Она подняла лицо, красное от обиды, и поглядела на него виновато и умоляюще, но страх и стыд помешали ей говорить правду".

Он утешает Ольгу Ивановну, когда та плачет от ревности к Рябовскому.

Она не смогла даже порадоваться за него, когда он защитил диссертацию.

"Умирает, потому что пожертвовал собой... Какая потеря для науки... Это если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! какие надежды он подавал нам всем!.. Это был такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь". "А какая нравственная сила!.. Добрая, чистая, любящая душа  - не человек, а стекло! Служил науке и умер от науки".

"Ей вдруг стало до боли жаль Дымова, его безграничной любви к ней, его молодой жизни". "Прозевала! Прозевала!.. Она хотела объяснить ему, что то была ошибка, что не все еще потеряно, что жизнь еще может быть прекрасной и счастливой, что он редкий, необыкновенный, великий человек и что она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх".

Дымов, простой врач, выше мира пошлости. Можно уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу.

 

4 группа  - "Душечка".

Ольга Семеновна. "Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого". Любила папашу, тетю, учителя французского языка.

Ольга Семеновна

Кукин, антрепренер и содержатель увеселительного сада "Тиволи"

Василий Андреич Пустовалов, управляющий лесным складом купца Бабакаева

Смирнин, полковой ветеринарный врач

Сын Смирнина Саша

Полюбила

Полюбила

Нашла счастье

Привязалась

"Мы с Ванечкой"

Мы с Васечкой"

"Володечка"

"Сашенька"

Вопросы и задания для обсуждения:

Урок  123.  "Его врагом была пошлость" . "Маленькая    трилогия":
"Крыжовник", "О любви", "Человек в футляре".

На первом этапе урока следует подчеркнуть своеобразие цикла "Маленькая трилогия":

  1. Это трилогия о "футлярных людях".
  2. В ней есть и автор, и рассказчик.
  3. Повествователь является то рассказчиком, то слушателем.
  4. Учитель гимназии Буркин рассказывает о сослуживце, учителе Беликове  - "Человек в футляре". Ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский о своем брате  - "Крыжовник". Помещик Алехин о себе, о своей любви  - "О любви".
  5. В рассказах дается обобщенная картина жизни .

Вопросы и задания для обсуждения.

"Человек в футляре":

"Крыжовник":

"О любви":

Выводы урока. Рассказы рисуют разные проявления "футлярной жизни". "Футлярностью" заражены не только герои , но и рассказчики. Главная мысль автора о том, что человек в дисгармоничной жизни остается невоплощенным, не реализованы его душевные силы и возможности: ученый становится хозяином, художник  - учителем, общественный деятель  - ветеринарным врачом.

Урок 124. Душевная деградация человека в рассказе Чехова "Ионыч".

"И до такой ничтожности, гадости мог снизойти человек!" - эти слова Гоголя, звучащие на уроке по Чехову, связывают воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о "живой" душе, о нравственном и духовном человеке.

Рассказ написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведет к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены и вопросы взаимодействия человека и окружающей его социальной среды. При чтении и анализе текста рассказа необходимо подчеркнуть, что деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Возможна запись основных положений урока в виде таблицы.

Этапы, возраст

События
в жизни
Старцева

Его внутренняя жизнь и духовные запросы

Среда.
Город С.
Внешний план

Внутренний план

1

2

3

4

5

I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет.

Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных

Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны  - бездарна. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: "в креслах было покойно"; "слушать было приятно, удобно"; "в голову шли покойные мысли"; слушать игру Котика "было так приятно, так ново"; "гости, сытые и довольные". "Занятно", "недурственно" - слова Старцева в итоге.

Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи  - Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи

Внутренний план изображения среды города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: "благоверная"; "не имеет никакого римского права"; "мой муж ревнив, как Отелло"; "ах ты, цыпка, баловница"; "большинский роман"; "читала о том, чего никогда на бывает в жизни"; "шумные, надоедливые, но все же культурные звуки"; "покорчило вас благодарю"; "умри, несчастная". Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни.

II ступень. Через год. 26 лет.

Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны.

Любовь, страдание. "Сказал, сильно волнуясь"; "умоляю вас"; "она восхищала его"; "с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно", "с волнением спрашивал".

НО: "к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости"; "уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке".

НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы

В городе С. читали мало, "хоть закрывай библиотеку". Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. "Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость ".

"Мог жаловаться ей на жизнь"; "к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?"; "лунный свет подогревал в нем страсть"; "рисовал в воображении поцелуи, объятия"; "перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным"; "ох, не надо бы полнеть".

 

 

 

1

2

3

4

5

На следующий день

"А приданого они дадут, должно быть, немало"; "на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал"; "дадут приданое, заведем обстановку".

НО: "залюбовался и пришел в такой восторг"; "я страдал"; "нежное, радостное, мучительное чувство", "любовь моя безгранична"; "у Старцева перестало беспокойно биться сердце"; "ему было немножко стыдно"; "и жаль было своего чувства, этой своей любви".

"Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет".

Через
3 дня

 

"Он успокоился и зажил по-прежнему". "Сколько хлопот, однако!"  - слова в итоге.

   

III ступень. Через четыре года.
30 лет.

Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной.

На тройке с бубенчиками"; "пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком"; "и Пантелей мой тоже пополнел"; "ни с кем не сходился близко"; "избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт"; "ел молча"; "все...было неинтересно, несправедливо, глупо"; "чувствовал раздражение, волновался, но молчал"; "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой"; "вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах... и ему стало неловко". "Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек"; "днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу"; "вспомнил про бумажки... и огонек в душе погас"; "а хорошо, что я тогда не женился"; "подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город"  - мысли в итоге

"Обыватели своими разговорами... раздражали его", "стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую"; "нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек". Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни". "Екатерина Ивановна играла на рояле".

НО: "Екатерина Ивановна волновалась".

"Обыватель глядел искоса и недоверчиво"; "поляк надутый". "А, здравствуйте, пожалуйста". "Бонжурте". Манерно вздохнула"; "не хотите ухаживать за мной". "Хотелось говорить, жаловаться на жизнь". "Не имеете никакого римского права"; "это с вашей стороны весьма перпендикулярно"; "умри, несчастная".

IV ступень.
Через несколько лет. 35 лет.

Без событий

"Пополнел, ожирел, тяжело дышит"; "пухлый, красный"; "Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком"; "кажется, что едет не человек, а языческий бог"; "громадная практика"; "имение и два дома"; "проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей"; "жадность одолела"; "горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким"; "характер стал тяжелым, раздражительным".

"Играет в клубе в вист". "У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы... А Котик играет на рояле".

"Его зовут уже просто Ионычем"; "стараются изо всех сил угодить ему".

Работа с текстом в первой половине урока должна привести учащихся к следующим выводам:

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Он утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь. Старцев  - интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности  - Туркины. Вначале Старцев даже выше их: он видит бездарность и матери, и дочери. Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев  - приятный человек, но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что "жадность одолела". Старцев состоялся как хороший, популярный врач, но именно деньги привели его к опустошению и раздражительности.

Во второй части урока учащиеся выясняют причины деградации Старцева.

Итоговые вопросы и задания:

  1. Как Старцев относится к окружающему обществу? Почему он, понимая пошлую суть этого общества, подчиняется ему? В чем выражается это подчинение? (Старцев  - неплохой человек, но не умеющий глубоко чувствовать, жалующийся на жизнь ).
  2. Кто виноват в том, что Дмитрий Ионович Старцев стал Ионычем? Кто виноват в том, что не состоялась любовь? А могла ли она состояться?
  3. Как раскрывает черты характера Старцева сцена на кладбище? Почему здесь так романтично показана природа?
  4. Докажите, что истории жизни Старцева созвучны слова Н. В. Гоголя: "Человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось". (Старцеву вначале присущи лишь незначительные недостатки души: неглубоко любит, недостаточно чуток, жалуется на жизнь, раздражителен. Но в городе С. он приходит к полной духовной деградации, становится своим среди "мертвых душ" ).
  5. Почему на рубеже 80-90 гг. Чехов обращается к проблемам духовной деградации человека?

Из письма Чехова к Орлову: "Пока еще это студенты и курсистки  - это честный, хороший народ, это надежда наша, это будущее России, но стоит только студентам и курсисткам выйти самостоятельно на дорогу, стать взрослыми, как и надежда наша, и будущее России обращается в дым, и остаются на фильтре одни доктора-землевладельцы, несытые чиновники, ворующие инженеры".

Вывод. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Об этом говорил и Гоголь: "Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом".

Урок 125. "Скверно вы живете, господа!" Урок внеклассного чтения по рассказу В. М. Шукшина "Шире шаг, маэстро!"

Рассказ Шукшина можно изучить, сопоставляя его с "Ионычем" Чехова. Между этими рассказами почти 100 лет. Главная идея рассказа Чехова  - показать духовную деградацию человека, а у Шукшина?

Сопоставление этих рассказов можно провести по общим параметрам:

 

А. П. Чехов. "Ионыч"

В. М. Шукшин.
"Шире шаг, маэстро!"

1

2

3

Герой

Герой  - врач земской больницы Дмитрий Ионович Старцев.

Герой  - врач сельской больницы Солодовников.

1

2

3

Возраст

Около 24-25 лет

24 года

Жизненная позиция

"Мог жаловаться ей на жизнь, на людей"; "и уже хотелось говорить, жаловаться на жизнь".

"Они еще писали друг другу, жаловались и острили"

Отношение к своему делу

Он хороший врач, иначе не был бы так популярен. "Спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным".

"У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть".

"... Но все же он не бросает земского места; жадность одолела".

Остается профессионалом, но врач должен сочетать в себе профессионализм и гуманизм.

Разговор о трактористе, у которого язва. Солодовников, забыв, что сам отправил его в район, решил оперировать. Девушка с мениском. Опять отложили операцию, "легко согласился".

НО: в мечтах он на вершине славы. "...Работа, работа, работа. Изнуряющая. Радостная. Смелая. Подвижническая. Любовь населения. Уважение". "Надо жить крупно". Вывод: Солодовников не показан как врач

Интерес к пациентам

Пациенты ни того, ни другого не интересуют.

Общественная
позиция

Молчание. "Старцев избегал разговоров"; "садился и ел молча"; "всегда сурово молчал"

История с железом. Отказ прочитать лекцию.

Проведение свободного времени

"От таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением". "Было у него еще одно развлечение... по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой".

"Вечером они уговорились  - компанией в пять-шесть человек  - играть в фантики и целоваться".

Любовь

"Дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал". "Успокоился и зажил по-прежнему". "Любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней".

" Тут что-то такое... Сердчишко у врача вздрагивает. Малость она, правда, вульгаритэ: носик. К тридцати годам носик этот самый на лоб полезет".

Как называют

"Поляк надутый". "Ионыч".

"Зрителей нет, вот причина... я актер". "Маэстро".

Окружающая среда

Туркины  - пошлость, однообразие. "Обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались ничем, и никак нельзя было подумать, о чем говорить с ними". Старцев и окружающие его люди  - явные противоположности.

"Заботливая, недалекая хлопотунья Анна Афанасьевна, главврач"; "мужик, не дающий сена охапку"; "завскладом Морозов". У Солодовникова и окружающей его компании нет противостояния.

Отношение к природе

Лунная ночь, проведенная на кладбище, обнаружила в нем чуткость к природе, понимание ее гармонии, что привело к пробуждению мечтаний.

Солнце, весна рождают жажду "жить крупно". "Отныне все берем в свои руки". "Удар  - и все сначала". Также пробуждаются мечтания.

Мечты

Мечты о страстных объятиях, о ласках.

"К пятидесяти годам надо иметь... кафедру в Москве, сотню учеников и огромное число работ. Не к пятидесяти, а к сорока пяти". Мечты о славе.

Время изменения человека

От Дмитрия Старцева до Ионыча примерно 10 лет

От мечтаний о славе, работе до обычного обывателя  - один день

Итоговые вопросы урока:

Выводы. Проблема духовного оскудения  - вечная проблема, не связанная с определенным временем. Страшно, когда духовному оскудению подвергаются люди гуманных профессий, особенно врачи. В судьбе Ионыча виноваты, по мнению Чехова, общество обывателей и он сам, его молчание и "включение" себя в среду города С. Судьба же Солодовникова зависит только от него, от желания работать. Ионыч - Солодовников - Кто дальше?

Урок 126. "Чехов до сих пор не понят как следует". Особенности
драматургии Чехова.

Нельзя изучать пьесы Чехова, не зная особенностей его драматургической манеры. Поэтому разговор со школьниками "Вишневом саде" нужно предварить уроком о специфике его драматургии. Современная Чехову публика не приняла многих его пьес. Почему? Они отличались от традиционной драматургии рубежа веков, но не были слабыми, т. к. позднее с блеском вошли в репертуар многих театров. Они не были заумными или примитивными, а отличались необычностью, непривычностью для театральных зрителей. В них как бы определялось два плана: драма и ирония, простая фабула и скрытый смысл, действие и раздумье. Первый план соответствовал чертам драмы вообще, а во втором угадывался сам автор. Активное присутствие автора  - отличительная черта чеховской драматургии. Горький назвал его пьесы лирическими. Понять автора можно, вчитываясь в текст. Интересной может быть работа по сопоставлению двух редакций пьесы Чехова "О вреде табака".

1886 год.

1903 год

Герой  - Маркел Иванович Нюхин, муж своей жены, отец девяти незамужних дочерей, желающий их пристроить. Добрый, болтливый, смешной, подчиненный жене. Он стремится казаться ученым. Лекция "О вреде чаизма и кофеизма для организма". Отношения с женой в эпизоде с блинами: она отдает их со словами: "Съешь эти блины сам, Маркеша". Смешные занятия Нюхина в пансионе. При чтении лекции приступ астмы. В итоге: герой вызывает легкое сочувствие, более он смешон. Он  - добрый болтун. Здесь  - только "верхний слой".

Герой  - Иван Иванович Нюхин, муж своей жены: в старом поношенном фраке. Ключевое слово его речи  - "мне решительно все равно". Он говорит о себе: "Я решительно не профессор и чужд ученых степеней". Лекция "О вреде некоторых насекомых" ("У нас даже в рояле клопы"). При чтении лекции - "подмигиваю правым глазом". Отношения с женой: у нее кое-что припрятано, у него нет ничего. В эпизоде с блинами жена говорит: "Ешь эти блины сам, чучело!" Занятия в пансионе, унижающие человека  - "вывожу клопов, прогуливаю женину собачку". Герой испытывает каждодневное унижение, он растоптан, но понимает все: " Я несчастлив, я обратился в дурака, в ничтожество". Он вызывает не смех, а грусть и обиду за человека, т. к. забит жизнью, потерял в себе человека. Это  - "внутренний слой".

Чехов добавляет во вторую редакцию слова Нюхина, не свойственные ему: "Остановиться где-нибудь далеко-далеко в поле и стоять деревом, столбом, огородным пугалом, под широким небом, и глядеть всю ночь, как над тобой стоит тихий, ясный месяц, и забыть, забыть". Герой Нюхин вряд ли способен на такие слова. Это Чехов и его мысли, это его лиризм в сострадании человеку.

Автор незримо присутствует в пьесах, что делает чеховскую драматургию особенно психологичной. Критик В. Я. Лакшин считает, что особенности психологизма драматургии Чехова проявляются:

  1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.
  2. В иллюзии течения жизни, которое создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров  - психологическая детализация.
  3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.
  4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.
  5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.
  6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.
  7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.
  8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.
  9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.
  10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой  - внутренний динамизм.
  11. Во внешней и внутренней сути героев.
  12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.
  13. Уроки 127 -128. "Никто не знает настоящей правды". "Вишневый
    сад": история создания, жанр, герои. Разрушение
    дворянского гнезда.

  14. Сообщение учителя об истории создания пьесы.

После пьесы "Три сестры", в какой-то мере трагической, Чехов задумал новую пьесу. 7 марта 1901 года в письме к О. Л. Книппер он признается: "Следующая пьеса, которую я напишу, будет непременно смешная, очень смешная, по крайней мере, по замыслу".

"Ему чудилось,  - вспоминает Станиславский,  - раскрытое окно, с веткой белых цветущих вишен, влезающих из сада в комнату. Артем уже сделался лакеем, а потом ни с того, ни с сего управляющим. Его хозяин, а иногда ему казалось, что это хозяйка, всегда без денег, и в критические минуты она обращается за помощью к своему лакею или управляющему, у которого имеются скопленные откуда-то довольно большие деньги".

В письме Станиславскому от 5 февраля 1903 года читаем: "В голове она уже у меня готова. Называется "Вишневый сад", четыре акта, в первом акте в окно видны цветущие вишни, сплошной белый сад. И дамы в белых платьях. Одним словом, Вишневский хохотать будет много,  - и, конечно, неизвестно, от какой причины".

14 октября готовую пьесу отправили в Москву.

Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

Авторская позиция заключена и в ремарках первого действия: утренняя бодрость, свежесть, ожидание солнца  - это тяга к будущему.

  1. Беседа с классом о жанре пьесы.

Вопрос на выявление восприятия: Как определить жанр пьесы? Комедия? Драма? Трагикомедия?

а) Чехов назвал "Вишневый сад "- комедией: "Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс". (Из письма М. П. Алексеевой). "Вся пьеса веселая, легкомысленная". (Из письма О. Л. Книппер).

б) Театр поставил ее как тяжелую драму русской жизни "Это не комедия, это трагедия... Я плакал, как женщина..." (К. С. Станиславский).

в) Есть мнения, считающие пьесу трагикомедией. А. И. Ревякин пишет: "Признать "Вишневый сад" драмой  - это значит признать переживания владельцев вишневого сада, Гаевых и Раневских, подлинно драматичными, способными вызывать глубокое сочувствие и сострадание людей, смотрящих не назад, а вперед, в будущее. Но этого в пьесе не могло быть и нет... Пьеса "Вишневый сад" не может быть признана и трагикомедией. Для этого ей не хватает трагикомических героев, ни трагикомических положений".

Это лирическая комедия. Лиризм подтверждается активным присутствием автора. А комедийность  - недраматичностью положительных героев, недраматичностью Лопахина, комедийностью владельцев сада, комичностью почти всех второстепенных персонажей.

Работу с классом по выявлению особенностей жанра модно провести по вопросам:

  1. Конфликт и проблематика пьесы.

Вопросы и задания для обсуждения :

  1. Система героев.

Нужно организовать в классе наблюдение за героями, которые объединяются в несколько общественных групп.

Группа 1. Поместное дворянство (Гаев, Раневская, Симеонов-Пищик), старые хозяева вишневого сада.

Вопросы и задания для наблюдений:

Работа над образом Раневской должна вестись по тексту в двух планах. Внешнем (событийном), хотя в нем тоже не один план (например, любит Аню, плачет о погибшем сыне, но оставляет 12-летнюю Аню на 5 лет с непутевым братом; обнимает Фирса, целует Дуняшу, но не думает о том, что в доме нечего есть и т.д.). И внутреннем (авторском), который возникает при сопоставлении реплик, в контрасте между речью и поступками. (Например:

Любовь Андреевна . Шкафчик мой родной. (Целует шкаф). Столик мой.

Гаев . А без тебя тут няня умерла.

Любовь Андреевна. (Садится и пьет кофе). Да, царство небесное. Мне писали.

При сообщении о смерти няни Раневская пьет кофе, а Гаев сосет леденцы).

Выводы. Это воплощение мира дворянского гнезда, для которого время остановилось. Драматизм в их незащищенности, простодушии. Комизм  - в контрасте речи и поступков. Жизнь, прожитая впустую, будущее без надежд, жизнь в долг, "за чужой счет". "Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики" , - скажет о них Горький.

Группа 2. "Параллели" к хозяевам: Яша и Фирс.

Фирс  - крепостное прошлое, самоотверженная преданность барину. "Тогда я не согласился на волю, остался при господах... И помню, все рады, а чему рады, и сами не знают". Последний монолог Фирса, где две линии  - "жизнь прошла" и "недотепа"  - это и о хозяевах.

Яша  - слуга нового поколения, наглый (отношение к матери, к Дуняше, к Родине).

Группа 3. Лопахин  - буржуазия, приходящая на смену дворянству. Чехов писал Станиславскому: "Лопахин, правда, купец, но порядочный человек во всех смыслах, держаться он должен вполне благопристойно, интеллигентно, без фокусов".

Вопросы и задания для обсуждения:

Выводы . Смысл характера Лопахина  - смена "хозяев жизни". Сложность и противоречивость характера говорят о временности. Разоблачение в нем буржуазного практицизма, но утверждение трудолюбия. В репликах Лопахина есть суждения, которые не характерны для его образа. Скорее всего, мысли о Родине, о нескладной, несчастливой жизни  - это голос самого автора.

Группа 4. "Молодое поколение". Петя и Аня.

Вопросы и задания для обсуждения:

Выводы. Будущее, которое видят Петя и Аня,  - это романтическое будущее. Противоречивость изображения Пети, ирония автора. Аня  - это воплощение веры писателя в будущее России. Чистота, непосредственность, цельность ее характера.

Урок 129. "Куда же несешься ты, Русь?". Символ сада в пьесе.

Название пьесы надо воспринимать двояко: конкретное (сад дворянской усадьбы) и обобщенное (символ Родины, ее природной поэтической красоты). В основе комедии  - судьба вишневого сада, с ним связано все.

Вопросы и задания для наблюдений:

  1. Как образ вишневого сада пронизывает все действия пьесы? ( I действие: "Вишневый сад ваш продается за долги"; II действие: "22 августа будет продаваться вишневый сад"; III действие: "Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду"; IV действие: "Вдали стучат топором по дереву" ).
  2. Найдите описания вишневого сада в авторских ремарках к декорациям. Какое настроение они создают? (Декорация I действия: "Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник". Декорация II действия: "В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад... Скоро сядет солнце". Декорация IV действия: "Слышно, как стучат топором по дереву". В финале: "Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно". "Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву" )
  3. Как с образом вишневого сада связаны герои пьесы?
  4. ( Раневская, Гаев  - прошлое, детство, но и признак благополучия, гордости, воспоминание о счастье. Раневская: "Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад". Гаев: "И в "Энциклопедическом словаре" упоминается про этот сад" и др.

    Фирс  - барское благополучие. "В прежние времена, лет сорок-пятьдесят назад вишню сушили, молчили, мариновали, варенье варили... Денег было! "

    Лопахин  - воспоминание о прошлом  - дед и отец были крепостными, надежды на будущее  - вырубить, разбить на участки, сдавать в аренду, источник богатства, предмет гордости. Лопахин: "Если вишневый сад... отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода". "Вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает" и др.

    Трофимов  - вишневый сад символизирует крепостническое прошлое. Трофимов: "Неужели... с каждого листика, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа...". "Вся Россия наш сад".

    Аня  - символ детства, сад-дом, но с детством приходится расставаться, надежды на будущее. Аня: "Отчего я уже не люблю вишневого сада, как раньше". "Мы насадим новый сад, роскошнее этого".

    Автор  - сад воплощает любовь к родной природе; горечь оттого, что не могут сберечь ее красоту и богатство; мысль о человеке, который сможет изменить жизнь; лирическое, поэтическое отношение к Родине. В авторских ремарках: "прекрасный сад", "широкий простор", звук лопнувшей струны, стук топора. Чехов: "Во втором акте Вы дадите мне настоящее зеленое поле и дорогу, и необычайную для сцены даль". "Звук... должен быть короче и чувствоваться совсем издалека" ).

    Выводы. Сад  - это символ Родины, ее прошлого и будущего. Прошлое  - это детство и счастье Раневской, Гаева, Ани; это их гордость от владения прекрасным имением, "дворянским гнездом"; это символ крепостничества для Пети и Лопахина. Будущее  - это постройка дач, чтобы внуки и правнуки, по мнению Лопахина, увидели тут новую жизнь; это надежда на лучшую жизнь для Ани: "Мы насадим новый сад, роскошнее этого". Какое же будущее ждет Россию? Этот гоголевский вопрос Чехов оставляет открытым. Одновременно с пьесой "Вишневый сад" был написан рассказ "Невеста", близкий ей по основному содержанию. Там тоже выведен майский сад.

    Урок 130. "Безнадежный вздох сострадания к людям". Своеобразие
    чеховского стиля.

    Секрет чеховского мастерства, тайна воздействия на читателя до сих пор до конца не разгаданы. Но ясно одно: Чехов  - необычный писатель. Бунин так говорил о нем: " Кроме художественного таланта, изумляет во всех этих рассказах знание жизни, глубокое проникновение в человеческую душу". А Горький замечал: "Огромное дело вы делаете вашими маленькими рассказами, возбуждая в людях отвращение к этой самой полумертвой жизни".

    Урок может быть проведен в форме практикума по выявлению характерных особенностей чеховского стиля. В указанных учителем рассказах (или в одном рассказа) необходимо найти особенности писательской манеры Чехова.

    Особенности стиля

    Предлагаемые рассказы

    1. В основе рассказа  - определенная бытовая ситуация (сценка), а не общая проблема или судьба героя. Это отражается в названиях рассказов, которые часто определяют конкретное место.

    "Ну, публика!",
    "Злой мальчик",
    "Не в духе"

    2. Обыденное действие, приводящее к неожиданному результату.

    "Ну, публика!",
    "Не в духе"

    3. Герой находится в мире вещей, велика роль предметного окружения.

    "Хамелеон"

    4. Характер и особенности повествования, которое может вестись от лица автора или героя. Внешнее повествование может вестись от лица автора, а характеристика обстановки, портрет, пейзаж  - от лица героя. Объективность повествования, сдержанного внешне.

    "Хамелеон", "Кухарка женится"

    5. Богатый диапазон лексики, широкое использование речевых стилей.

    "Хамелеон"

    6. Представление трагедии как будничного явления. Трагикомедия, соединяющая улыбку, иронию, печаль .

    "Ну, публика", "Хамелеон", "Лошадиная фамилия"

    7. Индивидуализация речи героев. Речь  - отражение характера.

    "Хамелеон",
    "Лошадиная фамилия"

    8. Большая роль детали.

    "Хамелеон", "Ну, публика!"

    9. "Скрытость" автора, проявление его позиции в недоговоренности.

    "Хамелеон"

    10. Зрелый Чехов  - отсутствие напряженного действия.

    "Невеста"

    11. Говорящие фамилии.

    "Смерть чиновника", "Хамелеон"

    12. Главный смысл не называется открыто. Внешнее и внутреннее повествование, двуплановость, трагикомичность. Внешне  - смешно, внутренне  - грустно.

    "Хамелеон",
    "Смерть чиновника",
    "Толстый и тонкий"

    13. Малая форма и глубокое содержание.

    "Смерть чиновника"

    14. Краткое, сжатое, скупое описание человека, природы и интерьера.

    "Кухарка женится",
    "Толстый и тонкий"

    15. Существенная роль диалога или монолога. Человек раскрывается сам, через монолог или диалог.

    "Не в духе"

    16 . Мастерство сюжета и композиции. Часто действие развивается путем повторения, достигая абсурда.

    "Ну, публика!",
    "Смерть чиновника"

    17. Три единства: места, времени, действия.

    "Не в духе"

    18. Зримость рассказов-сценок.

    "Толстый и тонкий"

    Урок может быть проведен и по одному рассказу, например, "Не в духе", "Кухарка женится", "Ну, публика!". Анализируя его, нужно найти, какие из особенностей чеховского стиля в нем есть.

    Уроки 131 - 134. Вечные вопросы зарубежной литературы

    Уроки внеклассного чтения можно посвятить обсуждению 2 - 3 произведений зарубежной литературы по выбору учителя и учащихся.

    Уроки 135 - 136. Зачетное занятие за курс русской литературы XIX века.

    Примерные темы сочинений

  5. Союз поэзии и жизни в лирике Державина.
  6. Идеалы Державина в оде "Фелица".
  7. Героическая история России в творчестве Державина.
  8. Тема жизни и смерти в лирике Жуковского.
  9. Народно поэтическая основа баллад Жуковского.
  10. Жанр элегии в поэзии Жуковского.
  11. Образ моря в лирике Жуковского, Пушкина и Тютчева.
  12. Мотив деревни в творчестве Пушкина.
  13. Роль образов русской природы в лирике Пушкина.
  14. Образ дороги в лирике Пушкина.
  15. "Печаль моя полна тобою" (по лирике Пушкина).
  16. "Минуты вольности святой" в поэзии Пушкина.
  17. Поэт и толпа в лирике Пушкина.
  18. Пророческий дар поэта в творчестве Пушкина.
  19. "Самостоянье человека - залог величия его" (по творчеству Пушкина).
  20. "Святому братству верен я" (по лирике Пушкина).
  21. Русская история в произведениях Пушкина.
  22. Психологические мотивы поступков и взаимоотношений героев в романе "Евгений Онегин".
  23. Конкретно-историческое и общечеловеческое в характерах Татьяны и Онегина.
  24. Личность Пушкина и образ автора в романе "Евгений Онегин".
  25. Философские размышления о жизни в лирических отступлениях романа "Евгений Онегин".
  26. Композиционная роль картин природы в романе "Евгений Онегин".
  27. Мои размышления об оценке Белинским романа "Евгений Онегин".
  28. "Вечные проблемы" бытия в "Маленьких трагедиях" Пушкина (на примере 1 - 2 трагедий).
  29. "Печально я гляжу на наше поколенье ... " (по лирике Лермонтова).
  30. "Мне грустно потому, что я тебя люблю" (по поэзии Лермонтова).
  31. Образ поэта-пророка в лирике Пушкина и Лермонтова.
  32. "Я ищу свободы и покоя" (по лирике Лермонтова).
  33. "Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ!" (По произведениям Лермонтова).
  34. "Странная любовь" к Родине в поэзии Лермонтова.
  35. Протест Лермонтова "против мнений света".
  36. " Одинок я, нет отрады ... " (по лирике Лермонтова).
  37. "Из пламя и света рожденное слово" поэзии Лермонтова.
  38. Фольклорные мотивы в поэзии Лермонтова.
  39. Тема смысла жизни в романе "Герой нашего времени".
  40. Роль мужских образов романа "Герой нашего времени" в раскрытии характера Печорина.
  41. Кавказские обычаи в романе "Герой нашего времени".
  42. Любовь в жизни Печорина.
  43. Бэла и Мери (по роману Лермонтова "Герой нашего времени").
  44. Принципы романтизма и реализма в изображении Печорина.
  45. Два лица Печорина (по роману "Герой нашего времени").
  46. "Русь! Русь! Вижу тебя ... " (по поэме Гоголя "Мертвые души").
  47. Помещичьи привычки в поэме Гоголя "Мертвые души".
  48. Манилов и Плюшкин.
  49. Чиновничий город в изображении Гоголя (по поэме "Мертвые души" и пьесе "Ревизор").
  50. "Русь! Куда ж ты несешься?.." (По поэме Гоголя "Мертвые души").
  51. Мастерство Гоголя в изображении помещиков и чиновников в поэме "Мертвые души".
  52. Русь крестьянская в поэме "Мертвые души".
  53. "А на тройке-то - прохиндей, шулер!.." (В. Шукшин) (По поэме Гоголя "Мертвые души" ).
  54. Мотивы "Божественной комедии" Данте в "Мертвых душах" Гоголя.
  55. В чем "решительность" драмы "Гроза"?
  56. Столпы "темного царства" и их двойники в пьесе "Гроза".
  57. Истоки характера Катерины (по пьесе "Гроза").
  58. "Хозяева" и "жертвы" в драме "Гроза".
  59. Можно ли считать Кулигина положительным героем? (По пьесе "Гроза").
  60. Островский - мастер речевой характеристики (по пьесам "Гроза и "Бесприданница").
  61. Поиски любви в пьесах Островского.
  62. "Женский вопрос" в пьесе Островского "Бесприданница".
  63. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе островского "Гроза" и рассказу Лескова "Леди Макбет Мценского уезда).
  64. "Жестокие нравы" в пьесах Островского.
  65. Борис и Карандышев (по пьесам Островского).
  66. "Четыре возраста" Обломова.
  67. Старорусский и европейский образ жизни в романе "Обломов".
  68. Обломов - лицо сатирическое или трагическое.
  69. Пшеницына и Ольга Ильинская.
  70. Можно ли считать положительным героем Штольца?
  71. Образы-символы в романе "Обломов".
  72. Истинное и ложное в образе Базарова (по роману Тургенева "Отцы и дети").
  73. Название романа "Отцы и дети" как доминанта его смысла.
  74. Патриархальное и прогрессивное в романе "Отцы и дети".
  75. Базаров как "новый человек".
  76. Образ "дворянского гнезда" в романе "Отцы и дети".
  77. Приемы изображения внутренней жизни героев в романе "Отцы и дети".
  78. Лики любви в романе "Отцы и дети".
  79. Отец и сын Кирсановы и их композиционная роль в романе "Отцы и дети".
  80. Сила и слабость нигилизма (по роману "Отцы и дети").
  81. Роль эпизода "Смерть Базарова" в композиции романа "Отцы и дети".
  82. Диалектика природы и внутреннего мира человека в лирике Тютчева.
  83. "Биение души" в поэзии Тютчева.
  84. Гармония природы и души в поэзии Тютчева.
  85. "О как убийственно мы любим" (по лирике Тютчева).
  86. Свет последней любви в поэзии Тютчева.
  87. Радость как преодоленное страдание в поэзии Фета.
  88. В чем "поэтическая дерзость" лирики Фета?
  89. Метафора как основной стилистический прием поэзии Фета.
  90. Особенности поэтического стиля Тютчева и Фета.
  91. "Круги ада" Ивана Флягина (по рассказу Лескова "Очарованный странник").
  92. В чем праведность героя рассказа Лескова "Очарованный странник".
  93. Образы родины и народа в рассказе "Очарованный странник".
  94. Изображение судьбы русской женщины в творчестве Некрасова.
  95. "Я к цели шел колеблющимся шагом...": конфликт чувства и долга в произведениях Некрасова.
  96. "Отечества достойные сыны" в поэзии Некрасова.
  97. Предназначение поэта в лирике Некрасова.
  98. "Кнутом иссеченная муза" поэзии Некрасова.
  99. Тема страданий народа в поэзии Некрасова.
  100. Любовь в лирике Некрасова.
  101. Пушкинские мотивы в стихотворении Некрасова "Элегия".
  102. Народные заступники в поэме "Кому на Руси жить хорошо?".
  103. Народные приметы и обряды в поэме "Кому на Руси жить хорошо?".
  104. Художественная роль образов- крестьян в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
  105. Народно поэтическая основа поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"
  106. Гриша Добросклонов и образы "героев своего времени" в русской литературе II половины XIX века (на примере 2 - 3 произведений).
  107. Роль песен Гриши Добросклонова в раскрытии смысла поэмы "Кому на Руси жить хорошо?"
  108. Образ Родины в поэме "Кому на Руси жить хорошо?"
  109. Роль приемов сатирического изображения жизни в сказках Салтыкова - Щедрина .
  110. Черты русского фольклора в сказках Салтыкова - Щедрина.
  111. Черты русского народа в сказках Салтыкова - Щедрина.
  112. Особенности жанра романа Салтыкова - Щедрина "История одного города".
  113. Чем смешны и чем страшны градоначальники в романе "История одного города"".
  114. Народ и власть в романе "История одного города".
  115. Осуждение духовного рабства в творчестве Салтыкова - Щедрина.
  116. Петербург как город - символ (по роману Достоевского "Преступление и наказание").
  117. Мир обездоленных и униженных в романе "Преступление и наказание".
  118. Образы "право имеющих" в романе "Преступление и наказание".
  119. Диалектика характера Раскольникова.
  120. Картины природы и их роль в романе "Преступление и наказание".
  121. Правда Раскольникова и правда Сони.
  122. Тема смысла жизни в романе "Преступление и наказание".
  123. Соня - нравственный ориентир автора в романе "Преступление и наказание".
  124. Христианские мотивы в романе "Преступление и наказание".
  125. "Глубины души человеческой" в романе Достоевского "Идиот".
  126. Героизм русского народа в "Севастопольских рассказах" Толстого.
  127. Своеобразие русского национального характера в изображении Толстого (по "Севастопольским рассказам").
  128. Приемы изображения внутренней жизни человека в романе "Война и мир".
  129. Кто более симпатичен Толстому - Пьер или Андрей?
  130. Любимые и нелюбимые герои Толстого в романе "Война и мир".
  131. Вечные ценности в понимании героев Толстого.
  132. Взлеты и падения любимых героев Толстого (по роману "Война и мир").
  133. Роль картин природы в романе "Война и мир".
  134. "Отцы" и "дети" в романе "Война и мир".
  135. "Движение самих масс" в романе "Война и мир".
  136. Жестокие лики войны (по роману "Война и мир").
  137. Трагические и героические страницы русской истории в романе "Война и мир".
  138. Наполеон и Александр I как два типа военачальников (по роману "Война и мир)".
  139. Кутузов и народ в романе Толстого.
  140. Изображение войны 1812 года в произведениях Лермонтова и Толстого.
  141. Историзм мышления Толстого в романе "Война и мир".
  142. "Дубина народной войны" в романе Толстого.
  143. Величие, простота, добро и правда в образе Кутузова.
  144. Образ автора в романе "Война и мир".
  145. Особенности языка романа "Война и мир".
  146. Конфликт Анны и общества в романе "Анна Каренина".
  147. Что утверждает и что отрицает Толстой романом "Анна Каренина".
  148. Традиции Толстого в современной литературе о войне.
  149. Сопротивление "пошлой жизни" в рассказах Чехова.
  150. "Не потерять в себе человека!" (по рассказам Чехова).
  151. За что можно уважать людей? (по рассказам Чехова).
  152. Страницы любви в рассказах Чехова.
  153. Особенности композиции рассказов Чехова.
  154. Образы врачей в творчестве Чехова.
  155. Ионыч и Солодовников (по рассказам Чехова и Шукшина).
  156. "Забирайте с собою все человеческие движения" (Н. Гоголь) ( по творчества Чехова".
  157. Новаторство Чехова - драматурга.
  158. Чего заслуживает Раневская - осуждения или жалости? (по пьесе "Вишневый сад").
  159. Путь России в будущее в пьесе Чехова "Вишневый сад".
  160. Образы - символы в пьесах Чехова.
  161. Роль второстепенных персонажей в системе образов пьесы "Вишневый сад".
  162. Драматичны или комичны герои "Вишневого сада"?
  163. Лучшие черты русского характера в литературе XIX века.
  164. Эволюция "героя своего времени" в русской литературе XIX века.

 



Русский переплет



Aport Ranker

Copyright (c) "Русский переплет"

Rambler's Top100